Предисловие                                       

ФОТО !!! 

  Работая практическим врачом, я заметил, что многие заболевания зависят от психического здоровья нашей нации, т.е. имеют под собой значительную нервную подоплеку. К тому же мы не знаем, что с этим делать. Происходит это всего по одной простой причине - мы не владеем психогигиеническими знаниями и приемами. Такова наша нынешняя реальность.

Конечно, все это не относится к инфекционным, опухолевым и травматическим заболеваниям, но такие заболевания как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая, язвенная и др. болезни, связаны с психологическим фактором очень тесно. Корни этого фактора уходят в глубину семейных отношений и межличностных отношений на работе. Туда куда наше отечественное медицинское влияние на пороге 21 века достать не может. Теперь представьте, каков уровень нашей цивилизации, если примерно в 50% случаев наше общество не может воздействовать на причину заболевания, т.е. в 50% случаев не может осуществить его профилактику.

Я специально так жестко ставлю этот вопрос, т.к. суть кроется в физиологической причине болезни, а не в ее последствиях, на устранение которых, ориентировано наше здравоохранение. Конечно, борьба с последствиями необходима, но она ставит нас в хвост проблем здоровья и делает нас простыми статистами, не способными влиять на показатели здоровья нации. В тоже время болезни сердечно-сосудистой системы самые распространенные из всех хронических неэпидемических заболеваний и мало того - они играют главную роль в продолжительности жизни.

 

Начиная работать участковым врачом, я, как и все мои старшие коллеги назначал курсовое лечение и давал советы, суть которых сводилась к одному – не нервничать. Однако со временем заметил, что такая формулировка ничего не дает и чаще всего выглядит просто издевательской. Как же можно жить, не нервничая? Ведь без горя нет счастья, а без стресса нет радости.

Наша нынешняя жизнь изобилует разного рода катаклизмами – социально-экономический стресс, войны, трагедии Чернобыля и в Черновцах, частые семейные драмы, неожиданные болезни и т.д.

Я пишу эти строки, находясь на месте своей работы - в 35 км от Чернобыльской АЭС. Даже если ежедневно, хотя бы один раз в день вспоминать слово - "Чернобыль" и при этом внутренне чувствовать напряжение, связанное с этой ужасной трагедией, то природа рассчитается с организмом нервным расстройством. 70% жителей Украины ежедневно, не менее чем один раз в день в течение нескольких ближайших лет вспоминали аварию. Мне это хорошо видно - наряду  с болезнями, вызванными  прямым  воздействием радиации, в несколько раз выросли стрессовые заболевания.

В этой работе я постараюсь рассказать, как применять психологические знания  в обыденной  жизни, как  сохранять  душевное равновесие и оставаться здоровым.

Естественно, я не открыл этого сам, т.к. по роду своей деятельности, как я уже сказал практический врач, и мне просто некогда бы было делать эти открытия, но некоторые наблюдения наших и зарубежных коллег помогут Вам понять себя. Тем самым избежать ненужных стрессовых  нагрузок. Естественно, я даю этот материал в собственной интерпретации, самостоятельно расставляя акценты там, где считаю нужным.

 

                                                                                                                                                                   УСТЕЛЕНЦЕВ А. Н.                                                                       

 

ОСНОВЫ ПСИХОГИГИЕНЫ

 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

 

Глава первая

 

В этой главе пойдет рассказ об эмоциях и о том, как получилось так, что, когда в начале 20 столетия был зарегистрирован первый инфаркт миокарда, это казалось редчайшим заболеванием, а теперь у нас в каждой городской больнице есть инфарктное отделение.

 

Около 100 000 лет назад закончилась физиологическая эволюция человека. Случилось это тогда, когда начал уменьшаться естественный отбор. Человек научился делать запасы продуктов на случай голода, строить надежные жилища, делать более надежные орудия труда. Природа начала отступать. Уже выживали более слабые особи, но для этого еще необходимо было много и интенсивно трудиться физически - вскапывать поля примитивными орудиями, вести войну камнями и дубинами, также охотиться. Эмоции вызывали в организме такие вегетативные расстройства и изменения гомеостаза, которые могла восстановить только физическая работа. Сильней эмоции и переживания, соответственно интенсивней физический труд. Причем, не откладывая, сейчас же. Надо было выжить. Скажем, напало на поселение соседнее племя - все хватали дубины и работали ими по головам обидчиков, пока не исчезал этот самый обидчик из поля зрения. Такая была жизнь. О далекой перспективе мало кто задумывался. Эмоции были полезной приспособительной реакцией. Они являлись средством для мобилизации ресурсов и сил организма, вернее сказать, в основном для мобилизации ресурсов мышечной системы. Так было веками.

Я не напрасно остановился на описании жизни много веков назад, т.к. хоть жизнь сейчас и другая, физиология наша в основном осталась прежней. Ведь только в начале девятнадцатого века, с приходом большого количества машин физическая реакция на эти эмоции стала беднее и первый бедняга, который умер от инфаркта миокарда, был, естественно, не рабочий или крестьянин, а купец.

Наша современная жизнь еще более изменилась - исчезает интенсивный физический труд; мы не реагируем моментально при отрицательной эмоции ударом дубины по голове обидчика; живем рядом с Чернобылем; едим столько, сколько не можем "сжечь физическим трудом" и в результате мы часто ломаем физиологический регуляторный механизм. Рассчитываемся за эти блага атеросклерозом, гипертонией, инфарктом и, в конце концов, жизнью. Причем жизнью наиболее талантливых и толковых людей. Реагируем на это мы просто - создаем больше лекарств, возводим новые корпуса больниц, но не воздействуем на причину заболевания, хотя бы и частично.

Это не касается опять же таких заболеваний как инфекции, опухоли и травмы, где у нас есть прогресс, соответствующий нашей цивилизации.

Благодаря новейшей аппаратуре, фармацевтическим технологиям, некоторым массовым мероприятиям, скажем таким как массовая иммунизация, у нас значительно продлилась жизнь. Мы имеем гарантированную защиту от таких болезней как оспа, чума и холера; пневмония у нас считается банальным заболеванием и т.д.

Я специально сделал небольшое отступление, чтобы акцентировать внимание на наших слабых местах, но так, чтобы не сложилось впечатление, что на пороге 21 века у нас так все плохо. Ну и конечно, чтобы еще раз вспомнить, что мы от кроманьонца отличаемся только интеллектом, а не организмом в целом и интеллект этот зарабатывался тяжелым физическим трудом.

 

 

Глава вторая

 

Здесь речь пойдет о состоянии напряжения. Чтобы адекватно отреагировать на стресс, а также предвидеть ситуацию и принять меры, чтобы удержать величину степени напряжения на уровне, не разрушающем организм.

 

 

Действительно, эмоции вызывают генерализованное возбуждение огромного количества структур нервной системы мгновенно, подобно буре, вовлекая в интенсивную деятельность многие органы и системы. Эта "буря" иногда безжалостно обрушивается на сердечно-сосудистую систему организма, являясь причиной заболевания.

Почему эта "буря" иногда влияет, а иногда и не влияет отрицательно на сердце и сосуды, я сейчас расскажу.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные. C положительными больших психогигиенических проблем нет, а вот отрицательные требуют повышенного внимания. Дело в том, что отрицательные эмоции в своей массе не однородны и делятся они на два типа. Первый тип эмоций протекает с повышением энергетической активности организма. Гнев, негодование, ярость - вот основные чувства, которые сопровождают эти эмоции. При этом увеличивается коронарный кровоток, повышается  артериальное давление, мобилизуются ресурсы для мышечной работы, усиливается  кровоснабжение головного мозга и скелетных мышц.  Если где-нибудь в очереди или в семейной ссоре идет ругань и намечается тенденция к рукопашной  схватке, то это так называемые стенические отрицательные эмоции. В прошлом эти эмоции могли быть преодолены гигантскими мышечными усилиями. Я уже приводил пример с набегом соседнего племени.

 

Второй тип эмоций протекает на фоне подавления энергетического и интеллектуального потенциалов, вызывают угнетение двигательной активности и торможение ответных реакций. Они сопровождаются чувством страха, ужаса, тоски. Снижается физическая и умственная работоспособность, происходит спазм сосудов, повышается артериальное давление, ослабляется сердечная деятельность, уменьшается коронарный кровоток и кровоснабжение мозга. Ощущается угнетение физических сил, бессилие, склонность к неправильной оценке обстановки, «опускаются руки», «подкашиваются ноги».

Все переживания связанные, с Чернобыльской аварией, протекают именно этим типом эмоций. В предисловии я не случайно назвал эту трагедию ужасной. Чувство ужаса, паника, состояние полной беззащитности - вот, что впервые ощутил человек, попавший в эту ситуацию. Да и наша нынешняя социальная и экономическая незащищенность вызывает подобные ощущения.

Это астенические отрицательные эмоции или проще сказать - астения.

 

Я думаю, что теперь понятно какая разница между этими отрицательными эмоциями - они не одинаково влияют на нервную деятельность, и если мы неправильно с физиологической точки зрения после этого себя ведем, то появляется болезнь.

Конечно, можно подавить усилием воли проявление своих чувств, будь то агрессия или чувство страха, но "вегетативная буря" не управляема. Она может быть снята только определенными физическими действиями.

Вопрос о подключении сознательных действий на поступившую информацию сразу решается в  подсознании, т.е. до того, как мы осознали, скажем, опасность радиации прошли миллисекунды, за которые у нас включилась вегетативная реакция. Сила этой реакции регулируется теми же подсознательными структурами и зависит она от того, насколько важна или велика информация для организма.

Ответная реакция организма на каждый информационный сигнал протекает по-разному. Если сигнал маловажный, то поведенческая реакция может быть заторможена или выполнена автоматически, без участия сознания, скажем, движение во сне (отогнать муху). Если анализ сигналов, протекающих в подсознании, покажет, что поступившая информация сложна, велика по объему и важна для организма и, следовательно, ответная реакция в данном случае может быть осуществлена лишь при включении значительных  информационных ресурсов нервной системы. Сигнал осознается и возникает осознанная ответная реакция на сигнал. Если сигнал свидетельствует о возникновении чрезвычайной ситуации, при которой ответная реакция организма не может быть обеспечена информационными ресурсами подсознания или даже ресурсами, которые функционируют при обычном уровне бодрствования, то (уже на уровне подсознания) формируется программа, включающая состояние напряжения.

 

На уровне подсознания осуществляется не только первичный анализ всей поступающей в мозг информации, но и оценка собственного жизненного опыта, текущих (исходных) энергетических ресурсов и ресурсов  времени, обеспечивающих возможность адекватных реакций на поступающий сигнал, на возникшую обстановку.

Сейчас мы переходим к главному моменту этой главы.

Состояние напряжения - это мобилизация резервов, резко увеличивающих информационные и энергетические ресурсы организма, благодаря повышению скорости реакций. Оно имеет разную силу и качество. Отчасти я уже кое-что сказал, поэтому далее я более акцентирую внимание на недосказанном.

 

1 степень состояния напряжения - мобилизация. Появляется ориентировочная реакция, усиливаются внимание и активность. Повышается уровень основного обмена, усиливаются функции сердечно-сосудистой системы, дыхания, повышается тонус скелетных мышц, чувствительность рецепторов и уровень активности коры головного мозга. Повышается физическая и умственная работоспособность, мобилизуются резервы памяти, увеличиваются возможности использования этой информации, включаются  механизмы вероятностного мышления. Возникает подъем духовных и физических сил, появляется состояние вдохновения, озарения, высокая творческая активность.

Главной чертой является то, что вегетативные сдвиги адекватны возникшей ситуации и обеспечивают возможность оптимального повышения работоспособности.

Так как следующими степенями напряжения являются нам уже знакомые стеническая и астеническая отрицательные эмоции, то я сделаю  небольшое отступление.

Дело в том, что только мобилизация, в конечном итоге, доставляет чувство радости, т.е. положительные эмоции. Наибольшая радость возникает тогда, когда цель достигнута путем величайшего напряжения. При этом происходит уменьшение или снятие степени напряжения. Организм, имеющий все необходимое для удовлетворения любых потребностей, перестает ощущать радость, если он не ставит перед собой новых, все более сложных задач.

Положительная эмоция будет тем больше, чем выше степень снятого напряжения, поэтому мы нередко стремимся достигнуть именно высших степеней состояния напряжения с тем, чтобы, сняв их, получить наибольшую радость. Природа не случайно заложила в нас именно этот механизм радости. Он лежит в основе поисковой активности, стремления навстречу неизвестности, опасностям, желания их познать и преодолеть. Это повышает жизнеспособность вида.

 

2 степень состояния напряжения - стеническая отрицательная эмоция. Описание этой эмоции есть выше и внимательному читателю уже ясно, что эта отрицательная эмоция была важнейшей реакцией, обеспечивающей защиту и спасение организма в чрезвычайных условиях. Сейчас в нашей обыденной жизни чрезвычайных условий, угрожающих нашей жизни, как  это было раньше, почти нет, однако, разного рода конфликтных ситуаций хватает. Решать же проблемы с помощью дубины может быть совсем не безопасно и поэтому вся та энергия, которая вызывается в организме, обрушивается в первую очередь на сердечно-сосудистую систему. Дело в том, что именно эта система обеспечивает доставку кислорода и энергетического материала мышцам и другим органам. Если произойдет адекватная разрядка, т.е. человек, отреагирует интенсивными мышечными усилиями, то вреда организму не будет. Если же нет, то и артериальное давление поднимется без толку, и сердце будет работать зря.

Хорошо, если организм тренирован к предельным нагрузкам и у него есть резерв энергетических ресурсов в сердечной мышце и нервной системе, если же он слабый - возникает энергетический дефицит. Он, как известно, ведет к изнашиванию органа. Данная ситуация, повторяясь неоднократно, ведет к развитию хронического заболевания. Дальше все будет зависеть только от генетической предрасположенности к той или иной болезни.

Из выше сказанного, я хочу отметить то, что в нашей жизни многое зависит от тренированности организма к предельным (большим) нагрузкам - как физическим, так и нервным.

3 степень состояния напряжения - астеническая отрицательная эмоция. Она возникает тогда, когда величина исходных ресурсов организма для разрешения конфликтной ситуации крайне недостаточна и мобилизация энергетических ресурсов в данной ситуации практически бесполезна. Вот тогда и появляется чувство ужаса, тоски и страха. Эти сильные чувства, возникая, мобилизуют огромные информационные ресурсы центральной нервной системы, что позволяет  оценить ситуацию более глубоко и всесторонне. Затем уже целенаправленно действовать.

Вот здесь уместно остановиться на понятии "жизненный опыт", т.к. когда возникает подобная ситуация простой мышечной работой не отделаешься, правда, иногда обезумевший от страха человек, совершает ненужные и бесполезные поступки, но это есть паника. Скажем, можно ли убежать от радиации или отмахиваться от нее руками? Конечно нельзя. Здесь надо думать головой. Вот тут-то и необходимы навыки преодоления трудностей, т.е. жизненный опыт. Чем меньше этот опыт, тем меньше энергетических ресурсов, т.к. тренированность организма небольшая и тем сильнее и дольше длится чувство страха. Если это продолжается долго, так как это имеется у нас вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, то отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему не замедлит сказаться. Вследствие резкого спазма сосудов, уменьшения частоты и силы сердечных сокращений возникает ухудшение коронарного и мозгового кровообращения. Дальше опять все будет зависеть от величины энергетических ресурсов данного организма. Чем больше жизненный опыт, тем больше информационных и энергетических ресурсов  в организме, тем меньше чувство страха и быстрей оно проходит. Вслед за этим возникают разумные действия. Как я уже сказал выше, если пройдет адекватная физическая разрядка, то вреда не будет. Мало того, уровень психологической тренированности организма будет выше.

В нашем случае наблюдательный и образованный в плане радиационной гигиены человек находил способы защитить себя и свою семью – узнавал величину радиационного загрязнения, вычищал перед входом в дом верхнюю одежду и обувь, доставал йод и чистые продукты, наконец, увозил семью в безопасное место. Главное - не опускал рук. Конечно, здесь много еще зависело и от величины полученной дозы облучения, скажем, если человек проживал в 30-километровой зоне. Тут уже большую роль играла индивидуальная чувствительность к прямому воздействию радиации, и насколько эффективными были способы защиты. Психологически же, если человек был оптимистом и находил выход из той ситуации, то последствия отрицательных эмоций не наслаивались в большой мере на изменения, полученные вследствие, скажем, "йодного удара", не так угнетались иммунологические и компенсаторные реакции, процессы регенерации.

Здесь не могу обойти вниманием еще одну интересную деталь. Наблюдая за развитием гипертонической болезни и распространением инсультов среди разных слоев населения, я заметил следующую закономерность – в первое время после аварии гипертоническая болезнь и ее следствие инсульт развивались в основном у лиц, имевших высшее образование. Среди простых колхозников же распространенность оставалась прежней. Со временем количество инсультов у лиц с образованием снизилась. В то же время распространенность гипертонической болезни и инсульты у необразованных людей резко начала расти, и далее отмечались исключительно у крестьян. Причем как-либо повлиять на заболеваемость было практически невозможно – это был плохо управляемый процесс.

Дело здесь, на мой взгляд, заключается в следующем – в первое время после аварии страдали в основном лица, могущие сразу оценить всю глубину трагедии. Некоторая часть этих людей имела значительную предрасположенность к гипертонической болезни. Она и погибла в ближайшее время сразу либо стала инвалидами и погибла позже. Большая часть образованных людей все же за счет лучшего жизненного опыта в преодолении препятствий и грамотного применения психотропных средств, хотя и с заметным трудом, но пережила эту трагедию. Причем самые ловкие выкачали из этой ситуации все – приобрели несколько квартир, заимели дорогие автомобили, дали хорошее образование всем детям и т.д., психологически компенсировав достаточный процент потерь.

Необразованные люди только со временем осознали опасность, насмотревшись с избытком на ее последствия в дальнейшем. Но так как опыта преодоления стрессовых ситуаций у этой категории людей не было - они не сдавали массы экзаменов, не напрягались психологически на должности, то этот экзамен для них начал часто оказываться смертельным. При этом достучаться до их сознания с помощью того (научного) языка, на котором шла минимальная психологическая помощь, было практически невозможно – они плохо обучались и в результате падали один за другим с поражающей методичностью. После аварии у них оставались только проблемы, и компенсация их была до смешного мизерной.

Последнее, что я хотел отметить об астенических эмоциях - это то, что в практической жизни большое значение в предупреждении негативных их последствий играет роль не разовая физическая работа, как это есть в случае стенических отрицательных  эмоций, а ежедневный и большой объем физического труда.

 

4 степень состояния напряжения - невроз. Если в жизненной ситуации возникает ряд конфликтных ситуаций за короткий отрезок времени, т.е. необходимость переработки большого количества информации в минимальные сроки, то развивается невроз. Мало того, что величина исходных ресурсов организма для разрешения конфликтной ситуации крайне недостаточна, но еще таких ситуаций несколько и следуют они друг за другом с приличной скоростью. Вот тогда появляются угнетенное настроение, печальные мысли, кажущаяся безысходность положения, бесперспективность и бесцельность существования - психические проявления острой стадии невроза. Это состояние по сути своей является болезнью. Невроз сопровождается ощутимыми расстройствами функции сердечно-сосудистой системы - нарушением ритма сердца, коронарного и мозгового кровообращения, стойким повышением артериального давления и др.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС сразу погибло 30 человек, более 200 перенесли острую лучевую болезнь и миллионы людей перенесли тяжелейший шок, связанный с работами по ликвидации аварии, переселением, с неизвестностью в отношении судьбы и здоровья себя и своих детей, в мучительном ожидании исполнения жестокого рока.

Неизвестность - вот, что угнетает человека уже более 10 лет, и будет угнетать до конца жизни.

Неврозы, связанные с психотравмирующей ситуацией и переживанием личности, представляют собой патологическую фиксацию тех или иных переживаний. После перенесенного строго периода, даже при восстановлении функций высшей нервной деятельности, образуется стойкий "изолированный больной пункт", т.е. группа нервных клеток, сохраняющих на протяжении долгого времени повышенную возбудимость. Такой пункт обладает свойством доминанты, т.е. может "притягивать" возбуждения из других пунктов и тем самым оставаться источником неадекватных реакций организма даже при обычных воздействиях внешней среды. Нередко в структуру этого "пункта" попадают и центры, регулирующие деятельность тех или иных органов, что является причиной появления патологических рефлексов. Так возникают все психосоматические заболевания - гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и другие.

Из выше сказанного видно, что для восстановления последствий аварии к тому, что уже сделано - сооружение "саркофага", выселения жителей 30 км зоны, тотальной диспансеризации, усиленного дозиметрического контроля, обеспечения пострадавшего населения медикаментами и радиопротекторами нужна была еще и специализированная психологическая помощь. Скажем, как это было в США и Англии после аварий на атомных станциях в 1979 и 1957 годах и последствиях атомных бомбардировок Японии. На Украине этот пробел пока заполняют массовые экстрасенсорные сеансы и разнообразные мистические культы.

Такое же положение с воинами "афганцами". Многие из них перенесли синдром "фронтовой усталости", но многие ли из них получили психотерапевтическую помощь? В то же время американские солдаты, чуть повоевали в 1990-1991 гг. в зоне Персидского залива и уже получают соответствующую помощь. Есть даже соответствующий медицинский термин - "Синдром войны в Персидском заливе". Справедливости ради замечу, что в этот синдром кроме боевой психической травмы входят еще и последствия контакта с продуктами горения нефти.

Заострив внимание на Чернобыльской проблеме, я хочу все-таки напомнить, что эмоции и неврозы возникли задолго до этой трагедии и до аварии инфарктные койки тоже не пустовали, т.е. все постчернобыльские заболевания развивались уже известным ранее путем.

Только с 1955 по 1975 год заболеваемость неврозами увеличилась на 30%. В последние годы эта пограничная патология продолжает расти.

Подсчитано, что не менее 30 - 50% обращающихся за медицинской помощью в поликлиники - это больные, жалобы которых имели невротическое происхождение. Сейчас же, через 10 лет после аварии на ЧАЭС, например, в близком к 30 км зоне Народичском районе Житомирской области от 70 - 90% больных имеют невротические жалобы. Помочь им не трудно. Здесь необходима психологическая помощь и применение психотропных средств, скажем, транквилизаторов или антидепрессантов.

 

 

Глава третья

Это заключительная глава первой части.

 

Итак, состояние сердца и сосудов определяются положительными или отрицательными эмоциями, а они, в конечном счете, представляют собой продукт межличностных отношений, т.к. все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает в большей или меньшей степени для других. Человек на протяжении сотен тысяч лет выживает только в обществе ему подобных.

Сейчас в современном развитом индустриальном обществе одиночество или трудности в области интимных человеческих отношений становятся одной из черт нашей жизни и сильно влияют на продолжительность жизни. Как это происходит физиологически, Вы уже знаете из сказанного выше. Добавлю, что недостаточная помощь в острых стадиях невроза (напр. отсутствие приема транквилизаторов) ведет иногда к повышенному употреблению алкоголя - в конечном итоге человек может еще и спиться или кончить жизнь самоубийством.

О том, насколько плохо обстоят дела с межличностными отношениями в нашем обществе, говорит большое количество разводов и неблагополучных семей по сравнению с более цивилизованными странами. А ведь семья является основным моральным убежищем для человека, и ломка семейных отношений является одним из серьезных психических стрессов. И еще не известно, что больше подрывает здоровье человека - Чернобыльская авария или распад благополучной семьи.

 

В итоге первой части, хочу заметить, что если у Вас в жизни нет должного объема физических нагрузок систематически, будь то на работе, или какого-либо хобби спортивного характера, то дела Ваши плохи. Риск иметь заболевание сердечно-сосудистой системы, язвенной болезни, сахарного диабета во много раз выше у диспетчера или руководителя, чем у колхозника или сцепщика вагонов. К 1995 году в США уровень заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями благодаря, в первую очередь, повышению физической активности граждан (занятием физической культурой), удалось заметно снизить. Во вторую очередь этому способствовало отказ от курения и алкоголя, а также соответствующая диета. Заметьте, мощный оздоровительный эффект возник не от применения новых методик лечения, а от настройки нашего естественного физиологического регуляторного механизма.

Многое делается в развитых странах и для сохранения благополучной семьи.

 

Как достичь быстрее и лучше успехов в жизни, как сделать детей воспитанными и послушными, как создать доброжелательную обстановку в семье или на работе я расскажу во второй части.

 

 

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

В первой части я рассказал о физиологических основах поведения. Эта часть посвящена психологической гигиене наших взаимоотношений.

Поскольку, как я уже говорил, мы не можем на каждый раздражитель отвечать ударом или спасаться бегством, то наши взаимоотношения естественно часто изобилуют психотеррором. Крайними проявлениями его являются - угрозы, ругань, сплетни, наговоры. Кроме стрессовых нагрузок они ничего не дают, т.к. ничему не учат. На агрессивность человек отвечает протестом, и в конечном итоге мы имеем стрессовую ситуацию.

 

 

Глава первая

 

В этой главе я начну рассказ о законах изменения поведения. Хотим мы этого или нет, но любой человек в жизни не выживет, если он в зависимости от той или иной ситуации, не будет менять своего и чужого поведения. Это и есть основа жизненного опыта.

В этом вопросе есть много исследований, но я отдаю предпочтение принципам американки Карен Прайор, ибо она теоретически довела до уровня законов теорию подкрепления поведения профессора Гарвардского университета Б. Скиннера и блестяще подтвердила это на практике. В жизни мы пользуемся этими законами вне зависимости, знаем мы их или нет, но если мы осознаем их, то в психологическом отношении становимся сильней, а значит, наша физиология получает больше энергетических ресурсов.

 

Перед тем, как продолжить свой рассказ я хочу извиниться перед самой госпожой Прайор за то, что далее, почти везде использовал все ее слова и выражения, чтобы поделиться тем, что считаю нужным. Я знаю, что ее книга "Не рычите на собаку!", является бестселлером и потому, лучше и точнее, чем выразила она свою мысль, я сказать не могу.

 

Много толковых организаторов различных рангов, которые с легкостью управляют огромными коллективами или отдельными людьми, знают, как можно добиться этого, но вряд ли знакомы с теоретическими принципами осознанной техники воздействия на поведение, которой они пользуются.

Большинство из нас не только не знают этих принципов, но и интуитивно слабо чувствуют эти закономерности. Вместо того чтобы вовремя похвалить, одобрить, мы молчаливо созерцаем происходящие положительные для нас события, т.е. никак не участвуем в изменении своего или чужого поведения. Вернее сказать, участвуем, но крайне неграмотно. В результате прибегаем к психотеррору. Мы ругаемся, запугиваем, спорим, принуждаем и потом убеждаемся, что это ничего не дает. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигаем своей цели быстрее и без лишнего стресса, какой бы не была наша задача.

Законы подкрепления просты и их применение зависит от конкретной ситуации и вашей творческой мысли. Вовсе не обязательно отличаться каким-то особенным терпением, быть сильной личностью, не требуется особого подхода к людям. Вам надо только знать, что вы хотите, и что вы делаете.

 

Применение методов подкрепления не разрешает всех проблем, т.к. некоторые особенности поведения человека имеют генетические компоненты, которые трудно или невозможно изменить. Ряд проблем просто не стоят, чтобы ими занимались. Но во многих случаях, когда жизнь бросает человеку вызов - ставит задачи и посылает неприятности, правильное использование подкрепления оказывается полезным.

Существуют два вида подкрепления - положительное и отрицательное.

Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Это нечто желаемое человеком: похвала, пища или ласка, т.е. то, что, вызывает положительные эмоции.

Отрицательное подкрепление - это то, чего человек хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук, т.е. в результате чего возникают отрицательные эмоции. Оно ведет к уменьшению вероятности повторного совершения данного действия.

Законы подкрепления - это не система "кнута и пряника". Награды и наказания приходят обычно после того, как действие давно совершено. Например, тюремное наказание после суда. Оно не влияет на будущее поведение или влияет, но не так эффективно. Подкрепление же изменяет поведение лучше, но только тогда, когда дается в правильно выбранный момент. Например, нам известно, что достаточно большое количество уголовников совершают преступления после отбытия наказания, а вот если бы во время преступления у каждого преступника неожиданно отрывался палец, то преступлений в обществе не было бы вообще! Такая же ситуация относительно наград. Чем позже появляется награда после необходимого нам действия, тем менее вероятность повторения его. Награда должна сразу следовать за нужным действием или быть тесно связана с ним. Например, восклицание руководителя "Да!", "Отлично!", "Колоссально!" после правильного ответа или действия имеет большее значение в изменении поведения, чем раздача похвальных грамот. Хотя в природе есть и исключения. В жизни подкреплением являются прогрессивные формы оплаты труда. Они могут быть эффективны и через некоторое время после произведенной работы, но только в одном случае - если они психологически тесно связаны с качеством и количеством произведенной работы.

Итак, первое, что влияет на увеличение вероятности повторного действия - это время подачи подкрепления. Вторым условием является величина подкрепления. Чем трудней работа, тем больше она должна вознаграждаться. Это необходимо для покрытия энергетического и морального дефицита, возникшего в результате сделанного действия. Каторга отличается от тяжелой работы тем, что она ничем не вознаграждается.

Третье условие - это частота дачи подкрепления. В первой части, я рассказал о положительных эмоциях и упоминал о том, что радость возникает только тогда, когда цель достигнута путем высшего напряжения, и если не ставить новых, более сложных задач, то чувство радости больше не приходит. Постоянное подкрепление, какого- либо действия, эффективно только сначала. Далее оно должно возникать время от времени - в случайном порядке. Чем дольше интервалы между дачей подкрепления, тем сильней стимулируется поведение, т.к. этим задача усложняется. Решение же более сложной задачи, в свою очередь приносит новое чувство радости. Это оказывает сильный эффект на увеличение вероятности возникновения данного действия.

 

 

 

Глава вторая

Здесь пойдет рассказ о закономерностях формирования нового поведения.

 

 

В жизни нам приходится изменять свое или чужое поведение в двух направлениях:

 

1. Формировать новое поведение.

2. Избавляться от нежелательного поведения.

 

Воспитание ребенка, подготовка специалиста в учебном заведении или армии, или спортивной команде - это процесс формирования нового поведения.

Есть два аспекта формирования - это знания последовательности шагов, необходимых для выработки типа поведения, и второе - закономерности или правила, предписывающие как, когда и почему эти типы поведения должны подкрепляться.

Карен Прайор выделяет несколько правил, управляющих процессом выработки. Четыре первых - берут начало из психологических лабораторий и установлены лабораторно. Другие, определены путем "проб и ошибок" и еще не имеют под собой научной основы. Вот они:

 

1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.

 

2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.

 

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т.е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.

 

4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.

 

5. Будьте впереди того, с кем вы работаете: полностью планируйте свою программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.

 

6. Придерживайтесь одной программы выработки на каждый из типов поведения.

 

7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько организаторов, способных их придумать.

 

8. Не кончайте урок, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.

 

9. Если навык ухудшается, возвратитесь назад, быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.

 

10. Оканчивайте, по возможности, каждое занятие на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого.

 

"Из выше сказанного становится понятным, - пишет Карен Прайор, -что процесс выработки состоит в том, чтобы, используя малейшую тенденцию изменения поведения в нужном направлении, сдвигать ее шаг за шагом к поставленной цели.  Процесс выработки возможен потому, что поведение живых существ вариабельно. Что бы живое существо ни делало, в одних случаях оно выполняет это более энергично, чем обычно, а в других случаях - наоборот. Неважно, сколь сложно и трудно то окончательное  поведение, которое вы хотите выработать, вы всегда можете, установить ряд последовательных целей, найти какое-либо поведение, которое осуществляется уже сейчас, и использовать его как первый шаг".

В жизни мы часто используем два разных приема в формировании поведения: первый - это, когда подкрепляем случайно произошедшее действие; второй - когда провоцируем субъекта на определенное действие или точнее сказать стимулируем. Реальная жизнь изобилует примерами плохой организации управления с помощью стимулов. Часто организаторы, задавшиеся целью установить "дисциплину", пытаются управлять с помощью стимулов на основе: "Делай, что я скажу, иначе я тебе покажу...". Естественно, субъект вольно или невольно попробует узнать, что значит "иначе" и будет наказан за данное отклонение. Улучшение же поведения, при таком подходе, как правило, не подкрепляется и, следовательно, как правило, оно не наступает. В конечном итоге субъект реагирует на такое "управление" вспышками раздражения или бешенства, т.е. возникают стенические отрицательные эмоции.

Истинное управление с помощью стимулов демонстрирует пример из жизни Карен Прайор:

 

" Карен Прайор (видя мокрые плавки и полотенце Юного гостя на кушетке в гостиной): пожалуйста, снимите свои мокрые вещи с кушетки и повесьте на сушилку.

Юный Гость: О'кей, минуточку.

К.П. (подходит к Ю.Г. и стоит рядом с ним молча).

Ю.Г. В чем дело?

К.П. Пожалуйста, снимите свой мокрый купальник с кушетки и повесьте на сушилку (NB: не прибавляя: "Сейчас же!", "Сию минуту!", "Я сказала" или что-нибудь в этом роде. Я обучаю этого человека выполнять просьбы с первого раза, а не ждать, когда сигнал будет усилен дальнейшими деталями или угрозами.)

Ю.Г. Вот еще, если вы так спешите, то почему бы вам не сделать это самим?

К.П. (Любезная улыбка, но никакого ответа. Я жду момента подкрепить желаемое поведение. Препирательство со мной не является желаемым поведением, поэтому я пренебрегаю им.)

Ю.Г. Ладно, ладно (встает, идет к кушетке, забирает вещи, бросает их в комнату, где стирают.)

К.П. В сушилку.

Ю.Г. (ворчит, поднимает и вешает вещи на сушку.)

К.П. (Широкая улыбка, искренне, без издевки) Благодарю вас!

 

В следующий  раз, когда мне нужно будет попросить Юного гостя что-нибудь сделать, возможно, мне потребуется всего лишь взглянуть на него, чтобы вызвать действие. Мало-помалу он станет одним из тех домочадцев, которые будут быстро исполнять мои просьбы, а я со своей стороны буду платить ему тем же, буду выполнять то, что он просит, если это выполнимо и буду стараться не просить его делать более чем он должен".

 

 

Глава третья

 

Наша натура такова, что мы всегда пытаемся делать негативные поступки. Так как поведение живого мира вариабельно, то любой субъект обязательно рано или поздно пытается совершить нежелательный, с нашей точки зрения, поступок. Поэтому, нашей естественной реакцией будет желание избавиться от данного поведения. Здесь пойдет речь о том, как с помощью подкреплений избавиться от нежелательного поведения.

 

 

Карен Прайор выделяет восемь способов. Они точно подмечены в жизни и проверены на практике. Все, что мы предпринимаем в смысле отучения, является вариацией на тему одного из этих способов. Вот они:

 

Метод 1. "Убить зверя", т.е. избавиться от данного субъекта навсегда.

 

Метод 2. Наказание.

 

Метод 3. Отрицательное подкрепление.

 

Метод 4. Угашение: поведению представляется возможность исчезнуть самому себе.

 

Метод 5. Выработка несовместимого поведения.

 

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу и в последующем данный сигнал не давать.

Метод 7. "Формирование отсутствия": подкрепляется все, что угодно, кроме нежелательного поведения.

 

Метод 8. Смена мотиваций.

 

С первого взгляда уже видно, что первые четыре метода в основе имеют отрицательное подкрепление, а вторые четыре метода - положительное. Разница и тех и других только в силе.

 

Метод 1. "Убить зверя"

 

Часто применяемый в нашей жизни метод, но он ничему не учит субъекта, и соответственно существуют определенные последствия. Это метод высшей меры наказания - увольнение служащего, развод с супругом, тюремное заключение, расстрел помогут навсегда или временно избавиться от субъекта.

   Примеры применения метода 1.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Сменить соседа

Дети шумят в машине

Отправить их пешком

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Развестись

Нерадивый служащий

Уволить его

Грубый водитель автобуса

Выйти из автобуса

 

 Метод 2. Наказание

 

Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное мы сразу думаем о наказании - ругаем ребенка, урезаем зарплату, налагаем штраф, вторгаемся в другую страну. Этот метод тоже мало чему учит и поэтому малоэффективный. При его повторении эффект снижается.

 

Примеры применения метода 2.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Ругайтесь или выбросьте вон его вещи

Дети шумят в машине

Прикрикните, пригрозите или шлепните

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Сердитесь, ругайтесь, плачьте

Нерадивый служащий

Ругайте, распекайте перед всеми, понизьте зарплату

Грубый водитель автобуса

Напишите жалобу

 

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Метод эффективен в ряде ситуаций. Слишком частое его применение, некомпенсированное возможностью положительного подкрепления приводит к появлению нежелательных черт личности.

 

Примеры применения метода 3.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Включите TV и задерживайте обед пока вещи не будут собраны

Дети шумят в машине

Тормозите и остановите машину, трогайтесь, когда восстановится тишина

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Повернитесь и выйдите из комнаты. Вернитесь и проявите внимание тотчас же как голос стал нормальный или смолк

Нерадивый служащий

Усильте контроль и делайте выговор всякий раз как уровень работы снижается

Грубый водитель автобуса

Протестуйте. Играйте на любом обстоятельстве, например, ваш пожилой возраст, юность, неопытность

 

 

Метод 4. Угашение

Этот метод хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием. Бесполезен для искоренения хорошо отработанного самоподкрепляемого поведения.

 

Примеры применения метода 4.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Подождите, пока он повзрослеет

Дети шумят в машине

Определенный уровень шума естественен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Следите, чтобы его грубости не давали никаких результатов: ни хороших, ни плохих

Нерадивый служащий

Если неправильное поведение является способом привлечения внимания перестаньте обращать внимание

Грубый водитель автобуса

Не обращайте внимания на водителя, оплатите проезд и забудьте инцидент.

 

 

Метод 5. Выработка несовместимого поведения

 

Понимающие люди часто используют этот метод. Развлечения, отвлечения, занятия приятными вещами являются хорошей альтернативой при многих напряженных жизненных ситуациях.

 

Примеры применения метода 5.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Купить корзину для белья и поощрять соседа, когда он кладет белье в корзину. Стирать белье вместе, сделайте так, что наполнение корзины станет поводом к общению. Забота о чистоте белья не совместима с пренебрежением к нему

Дети шумят в машине

Пойте с детьми песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры.

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Приурочьте к моменту его возвращения какую-либо приятную деятельность, несовместимую с брюзжанием. Неплохо полчасика провести в уединении. Мужу необходимо переключение на домашнюю жизнь.

Нерадивый служащий

Поручите ему или ей работать быстрее или упорнее над каким-либо определенным занятием; наблюдайте и похвалите, когда работа завершена

Грубый водитель автобуса

Ответьте на ворчание и ругань, приветливым взглядом, милой улыбкой и какой-либо вежливой фразой: «Доброе утро». Такой сбивающий с толку, несоответствующий ситуации ответ иногда восстанавливает вежливый тон

 

 

Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом

 

Рассуждая логически, этот метод не должен был бы работать, но он может оказаться поразительно эффективным и иногда его действие почти мгновенно.

 

Примеры применения метода 6.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Устройте соревнование по беспорядку. Иногда неряшливый человек, увидев, как выглядит большой беспорядок, будет в дальнейшем распознавать и убирать более мелкие беспорядки.

Дети шумят в машине

Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде.

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Выберите время и дайте повод для брюзжания, скажем, в 17 часов сядьте и посидите десять минут. В течение этого времени поощряйте любые проявления недовольства проявлением внимания и заинтересованности. Игнорируйте все проявления недовольства до и после этого времени.

Нерадивый служащий

Учредите время, когда можно валять дурака.

Грубый водитель автобуса

Связывать это поведение с каким-либо сигналом не рекомендуется.

 

 

Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения

 

Этот метод требует некоторых умственных усилий в течении определенного периода времени, но зачастую является лучшим способом изменить прочно укоренившееся поведение.

 

Примеры применения метода 7.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Купите пива или пригласите гостей другого пола, как только все убрано или сосед устроил стирку

Дети шумят в машине

Дождитесь момента, когда будет тихо, и скажите: "Вы сегодня так тихо себя ведете, что мы сейчас зайдем в кафе". Произнесете это когда будете находится рядом с закусочной, чтобы исполнить ваше обещание тут же, прежде чем снова поднимется шум

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Придумайте несколько приятных сюрпризов и удивите его ими как только его настроение будет хорошим

Нерадивый служащий

Поощряйте каждый выход за его обычный уровень, когда работа выполнена на самом деле удовлетворительно

Грубый водитель автобуса

Если вы ежедневно ездите на автобусе с этим водителем, то любезно поздоровавшись с ним утром, когда он не пребывает в дурном настроении, можно за одну или две недели наладить отношения

 

Метод 8. Смена мотивации

 

Если вы можете найти способ это сделать, этот способ всегда действует и является самым лучшим.

 

Поведение

Метод воздействия

Неряшливый сосед

Наймите домработницу, которая бы наводила порядок и стирала белье. Иначе неряшливый человек может сделать аккуратного более небрежным

Дети шумят в машине

Усиление шума и ссор часто является следствием голода и усталости. Запаситесь соком, фруктами, печеньем для приятного проведения времени по дороге из школы до дома. А при длительных поездках полезно каждый час останавливаться на десять минут и побегать

Супруг обычно приходит домой в плохом настроении

Посодействуйте смене работы. Если причина кроется в голоде и усталости, встречайте его у порога бутербродом и чашкой горячего чая. Если дело в стрессе, один или два бокала вина могут быть решением проблемы

Нерадивый служащий

Платите за сделанную работу, а не за часы, проведенные на работе

Грубый водитель автобуса

Не давайте поводов для грубости: приготовьте заранее мелочь, знайте куда вы едите, не мешайте выходу, не задавайте бесконечных вопросов, с сочувствием относитесь к вынужденным остановкам

 

В конце этой главы, я хочу заметить, что из выше сказанного видно, что чем более доброжелательный метод, тем выше его эффективность. Потому, что именно доброжелательность является той мотивацией, которая увеличивает жизнеспособность человеческого рода.

 

 

 

 

Глава четвертая

 

Мой рассказ был бы не полным, если я не остановился бы на характеристиках мотиваций нашего поведения. Нам уже ясна тактика формирования поведения, но еще не ясна его стратегия, то есть наша жизненная установка.

 

Есть две крайние жизненные установки - это диктат и сотрудничество. Если жизненное кредо человека - "никому не доверяй", то в агрессивности его поведения можно не сомневаться. А если он еще обладает сильной нервной системой, то он не иначе как будет действовать методами номер 1 или 2. Агрессия - главная черта диктата.

В наше время агрессивность и, как следствие, отчужденность – очень распространенное явление. Это особенность конца двадцатого века. Современная агрессия отличается своей жестокостью. Мы стали больше убивать друг друга. Неважно как - морально или физически. Все окружающее нас информационное поле заполнено насилием. Посмотрите на нашу прессу и телевидение. Разве была она такой, хотя бы лет двадцать назад.

Равнодушие - нечто среднее между диктатом и сотрудничеством, но это ближайший родственник агрессии. Мы привыкли к горю окружающих, нам все равно, что будет с несчастными  людьми. Вроде бы мы никого не трогаем, но у равнодушных матерей жестокие дети.

Сотрудничество - это единственно здоровая жизненная установка. Касается ли дело воспитания ребенка или взаимоотношений в семье и рабочем коллективе. Человек выжил и возвысился в природе как вид, только благодаря доверительным отношением к себе подобным. Доброжелательные отношения в обществе создают хорошие условия для ликвидации стрессогенных ситуаций. Только желание и оказание окружающим добра вызывают у людей положительные эмоции. И только любя друг друга и сотрудничая с себе подобными, мы сможем жить в здоровом обществе, правда, для этого у общества должна соответствующая идеология.

 

В самом конце хочу заметить, что я рассказал только об основах психогигиены. Специальные вопросы, скажем, психотерапия в практике семейного врача - это удел специалистов. К сожалению, их у нас считанные единицы, тогда как в некоторых западных странах они есть в каждой поликлинике. Имея таких специалистов у себя, мы могли бы отказаться от определенного количества больничных коек, правда, для этого нам надо много чего изменить в мировоззрении нашего общества.

 

 

 

 

январь 1997г.

                                                                                                                                                                                                                       В начало

 

*     Возврат на главную страницу